МУЗЫКА — самое символические из всех искусств, так как оказывает влияние на человека,
не используя слов и зрительных образов. Музыка считается одним из самых высоких способов
символического мышления, поскольку в основе всякого символического мышления лежат
музыкальные основания. И наоборот, символы определяются музыкальными принципами.
По словам философа Аттали, "музыка — это облеченные в звуки колебания и символы общества".
Антракт
Антра́кт — Это слово, составленное из французских entre (между) и acte (акт, действие), означает перерыв между действиями в спектакле, между отделениями концерта. Однако кроме таких антрактов, во время которых можно выйти из зала, обменяться впечатлениями, существуют еще музыкальные антракты. Они-то нас и интересуют. Представьте себе, что вы находитесь на представлении оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Идёт первая картина третьего акта. На сцене - площадь в Великом Китеже. Собравшийся на ней народ узнает страшную весть: на город надвигается татарская рать. Княжич Всеволод собирает дружину, чтобы выступить навстречу врагу. Опускается занавес. Однако оркестр не умолкает. Он рассказывает, что произошло дальше. Настороженны и в то же время зловещи его звучания. Тихо, незаметно, словно издалека, возникает ритм бешеной скачки. Это мчатся татары, сметая всё на пути. Все ближе они, всё громче звучит дикая, зловещая тема... Но послышалась простая и раздольная мелодия - песня русской дружины. Вот уже всё сплелось, смешалось в музыке: слышны сразу и неизменный ритм скачки, и русская песня, и татарская, старающаяся заглушить, убить её... И слушатели понимают: это русская дружина столкнулась с татарским войском, закипела смертельная схватка. Отчаянно бились русские, но татар было неисчислимо больше. Все дружинники остались на поле боя, все пали смертью храбрых, предпочтя гибель рабству. Не звучит больше раздольная песня, исчезает, распыляется четкий ритм, лишь отдельные, словно усталые обрывки татарской темы-победительницы сменяют один другого... Снова открылся занавес. На сцене татарский стан. Эту вторую картину третьего акта оперы связал с предшествующей симфонический антракт «Сеча при Керженце». А вот другой пример. Идет опера Ж. Бизе «Кармен». В ней каждое действие предваряется музыкальным антрактом. Антракт к третьему действию рисует покой и тишину дремлющих гор. Поднимается занавес, и перед зрителями горный пейзаж, тонко отраженный в только что прозвучавшей музыке. Антракт к четвертому акту, жизнерадостный, красочный, насыщенный энергичными ритмами, вводит в атмосферу народного праздника, на фоне которого происходит трагическая развязка оперы.
слово/понятие добавлено в воскресенье 26 февраля 2012 года, 21:05:06
Русское слово "музыка" — греческого происхождения.
Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека,
"заражает эмоциями". Язык души, так принято говорить о музыке именно потому,
что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека,
но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.